Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Даниловичская средняя школа"
Правительством и Нацбанком утвержден план совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 241/6 утвержден план совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы.
Документ представляет собой среднесрочную стратегию повышения финансовой грамотности населения с учетом прогрессивного мирового опыта и реализации задачи по повышению эффективности этой деятельности.
Постановлением определяются цели и первоочередные задачи, приоритетные направления и темы, основные целевые группы населения, изложены принципы координации деятельности и формы межведомственного взаимодействия, отмечаются необходимость предоставления знаний населению и его мотивация к получению навыков в таких сферах, как персональные финансы, базовые финансовые знания, цифровые финансовые технологии, налоговая грамотность, страхование, защита прав потребителей финансовых услуг.
Утверждены мероприятия плана совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы, в том числе с участием ведущих сотрудников финансовых организаций и органов государственного управления. Предусматриваются разъяснение финансовых и экономических вопросов в рамках работы колл-центров и «горячих линий»; наполнение сайтов в глобальной компьютерной сети Интернет организаций, оказывающих финансовые услуги, а также организаций, участвующих в реализации мероприятий плана, актуальной информацией, необходимой для принятия населением решений по финансовым вопросам. В план входит поддержание функционирования и развитие Единого интернет-портала финансовой грамотности населения.
В числе мероприятий также проведение исследований по определению уровня финансовой грамотности населения, которое будет осуществляться путем республиканских опросов населения раз в два года – в 2020, 2022 и 2024 годах. Оценку финансовой грамотности предполагается проводить по целевым группам, полу, возрасту, региону, доходам, образованию: это позволит обеспечить детальное многостороннее отображение уровня финансовой грамотности, провести более качественный анализ и составить более целенаправленные и эффективные программы в области финансового образования.
Работа по повышению финансовой грамотности в рамках настоящего плана направлена на охват широких слоев населения страны с учетом географических, возрастных, гендерных, социальных, профессиональных и образовательных отличий.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
Более подробную информацию о развитии финансовой грамотности на территории Республики Беларусь можно получить на Едином интернет-портале по финансовой грамотности населения:
http://fingramota.by/ – единый Интернет-портал финансовой грамотности населения Национального банка Республики Беларусь;
http://infobank.by – финансово-аналитических портал Беларуси, на котором можно найти справочную информацию о рынке банковских услуг, лизинге, страховании и др., обзоры и рейтинги банков, онлайн-калькулятор вкладов и кредитов, финансовые новости, статьи и аналитику;
http://infobank.by/3485/default.aspx – страница Детской финансовой грамоты совместного проекта Белинвестбанка и infobank.by «Дети и деньги». Цель проекта –– в простой и доступной форме рассказать о финансах и помочь сформировать правильное отношение к деньгам.
http://azbukafinansov.ru/ – универсальный портал по финансовой грамотности и управлению личными финансами.
http://www.fintraining.by/ – «Центр Финансового Образования. Беларусь», созданный с целью помочь разобраться в непростом мире финансов, инвестиций, сделать шаг на пути к финансовому благополучию. На страницах портала:
• Обучающие авторские курсы;
• Современная система дистанционного образования;
• Постоянно пополняемая библиотека книг и статей на тему финансов, бизнеса и инвестиций;
• Свежие новости и аналитические статьи о важнейших событиях в мире экономики.
Олимпиада проходит в нашей стране ежегодно начиная с 2014 года и является одним из наиболее масштабных национальных мероприятий по повышению финансовой грамотности.
Организаторы олимпиады – Национальный банк и Министерство образования.
Олимпиадные задания будут включать вопросы в виде тестов с вариантами ответов по следующим темам: личные финансы, наличные деньги, сбережения, заимствования, цифровой банкинг, деятельность центрального банка, страхование, налоги, инвестиции; также включен ряд задач на расчеты и вычисления, касающиеся финансов.
В помощь старшеклассникам и педагогам для подготовки к олимпиаде Национальным банком разработаны методические рекомендации, которые включают описание тем заданий, рекомендуемые источники информации, примеры вопросов с ответами и пояснениями. С методическими рекомендациями можно ознакомиться на Едином интернет-портале финансовой грамотности
Антипенко, О. Денежная азбука / О. Антипенко. – Минск: ЗАО «БелКП-ПРЕСС», 2013.
Бакшт, К. Вкус жизни. Как достигать успеха, финансовой свободы и управлять своей судьбой / К. Бакшт. – СПб.: Питер, 2013.
Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – Минск: Четыре четверти, 2014.
Бойко, М. Обучение финансовой грамотности: опыт и реалии для Беларуси / М. Бойко, Ю. Хватик. // Адукатар. – 2011. – № 2. – С. 6–11.
Горяев, А. Финансовая грамота / Горяев А., Чумаченко В. – Минск: Четыре четверти, 2015. – 121 с.
Горяев, А. Финансовая грамота для школьников / А. Горяев, В. Чумаченко. – М.: Российская экономическая школа, 2009.
Горяев, А. Финансовая грамота (для студентов и взрослых) / А. Горяев, В. Чумаченко. – М.: Российская экономическая школа, 2008.
Конаш, Д. Сохранить и приумножить. Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями / Д. Конаш. – М.: Альпина Паблишер., 2012.
Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика // А.В.Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: ЦИПСиР, 2012.
Паранич, А.В. Личный финансовый план. Инструкция по составлению / А.В. Паранич. – М.: SmartBook, И-Трейд, 2009.
Твае першыя фінансы. – Минск, Белагропромбанк, 2014.
Сакович, Ю.В. Деньги: от товарных до электронных // Образование Минщины. – 2014. – № 2. – С. 67–69.
Сакович, Ю.В. Кредит – форма доверия // Образование Минщины. – 2014. – № 3. – С. 62–64.
Сакович, Ю.В. Обязательства – основа кредитных отношений // Образование Минщины. – 2014. – № 4. – С. 48–51.
Сакович, Ю.В. Сбережения денег: возможности и способы // Образование Минщины. – 2014. – № 5. – С. 57–59.
Сакович, Ю.В. Инструменты для инвестирования // Образование Минщины. – 2014. – № 6. – С. 60–63.
Сакович, Ю.В. Дети и деньги // Образование Минщины. – 2015. – № 1. – С. 70–72.
http://fingramota.by/ – единый Интернет-портал финансовой грамотности населения Национального банка Республики Беларусь;
http://infobank.by – финансово-аналитических портал Беларуси, на котором можно найти справочную информацию о рынке банковских услуг, лизинге, страховании и др., обзоры и рейтинги банков, онлайн-калькулятор вкладов и кредитов, финансовые новости, статьи и аналитику;
http://infobank.by/3485/default.aspx – страница Детской финансовой грамоты совместного проекта Белинвестбанка и infobank.by «Дети и деньги». Цель проекта –– в простой и доступной форме рассказать о финансах и помочь сформировать правильное отношение к деньгам.
http://azbukafinansov.ru/ – универсальный портал по финансовой грамотности и управлению личными финансами.
http://www.fintraining.by/ – «Центр Финансового Образования. Беларусь», созданный с целью помочь разобраться в непростом мире финансов, инвестиций, сделать шаг на пути к финансовому благополучию. На страницах портала:
• Обучающие авторские курсы;
• Современная система дистанционного образования;
• Постоянно пополняемая библиотека книг и статей на тему финансов, бизнеса и инвестиций;
• Свежие новости и аналитические статьи о важнейших событиях в мире экономики.
http://ecsocman.hse.ru/text/33372918/ – российский федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»
http://ecschool.hse.ru/index.html – сайт журнала «Экономика в школе»
http://вашифинансы.рф/ - на сайте представлены обучающие материалы, финансовые калькуляторы, истории из личного опыта потребителей, тематические разделы (для детей и молодежи), электронная библиотека, словарь финансовых терминов и другие сервисы.
Памятка для педагогов, работающих с детьми с ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Список рекомендаций и стратегий, указанный ниже, составлен специально для педагогов, работающих с детьми с ОПФР с целью поддержать их стремление в обучении детей и подростков с ограниченными возможностями.
Общие рекомендации.
Тактика поведения с учениками (стратегии).
а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;
б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.
Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ,КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ КАЖДОГО ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОПФР:
Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:
РАБОТА НА УРОКЕ
- задания для детей с ОПФР должны носить конкретный практический характер;
- задания должны быть индивидуальными по объёму и сложности;
- новый материал нужно давать порциями;
- обучение должно быть растянуто во времени, содержать многократное повторение и с постоянной опорой на наглядность;
- в процессе обучения целесообразно опираться на все виды анализаторов (слух, зрение, осязание…)
- наиболее сложная информация должна даваться ученику с ОПФР в период его наибольшей работоспособности на уроке
При оценивании ученика с особенностями психофизического развития:
· Учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;
· Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
· Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;
· Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один»;
· Чаще использовать развёрнутую оценку работы ученика, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;
· Создавать в классе благоприятный психологический климат, утверждая позицию ребёнка с особенностями психофизического развития в классе, коллективе, веру в собственные силы.
· Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.
· Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.
· Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.
· Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).
· Оценка ученикам с ОПФР выставляется по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. За внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок
· Значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с ОПФР благоприятного психологического климата на уроке, т.к. Цель интегрированного обучения – социализация детей с ОПФР, включение их в учебный процесс на доступном для них уровне, в трудовую деятельность, во внеклассные и внешкольные мероприятия
· Сравнивать успехи ребёнка с ОПФР можно только с его собственными достижениями с учётом программы, по которой он занимается
· Поощряйте детей за каждое выполненное ими задание, подбадривайте при неудаче
ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ УЧЕНИКА, НЕОБХОДИМО:
ПУСТЬ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ВСЕГДА У ВАС В ГОЛОВЕ:
Ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
Ребёнка высмеивают – он становится замкнутым
Ребёнок растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины
Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным
НО:
Ребёнка хвалят – он учится быть благородным
Ребёнка поддерживают – он учится ценить себя
Ребёнок растёт в терпимости – он учится понимать других
Ребёнок живёт в честности – он учится быть справедливым
Ребёнок растёт в безопасности – он учится верить в людей
Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире
ПРИЁМЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ ЭТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР:
· Не убеждать, а понимать;
· Не контролировать, а стимулировать;
· Не навязывать, а высказывать;
· Не приказывать, а советовать;
· Не подменять, а доверять;
· Не уничтожать, а ровнять;
· Не руководить, а участвовать;
· Не навязывать, а выбирать;
· Не окриком, а юмором;
· Не обвинять, а защищать.
I. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
II. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
III. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные проступки.
IV. Наказания не должны унижать ребёнка.
V. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
VI. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
VII. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
VIII. Развивать способность к эмпатии.
IX. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
X. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
XI. Учить брать ответственность на себя.
Педагогам-предметникам следует основное внимание направить на усвоение учащимися психотехнических навыков сдачи тестирования.
Эти навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.
Учителям надо активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. Зная типовые конструкции тестовых заданий, учащийся практически не будет тратить время на понимание инструкции, к тому же у него будет сформирована привычка к этой форме проверки знаний.
К тому же тестирование, интегрированное в повседневный учебный процесс, в текущий контроль знаний, позволяет учителю, своевременно выявив пробелы, их устранить, а с учениками, достигшими планируемых результатов, продолжить обучение на более высоком уровне. Сам ученик же получает информацию о своём уровне знаний.
Уважаемые педагоги!
Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми
Начальные классы:
Средняя ступень. Старшая ступень
Рекомендации по развитию творческих способностей у детей
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком — индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:
1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка .
2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
4. Ребенку предоставить:
5. Для анализа результатов работы оформить таблицу:
Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
Для учителей
Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми
Помните, что негативными сторонами одарённых детей являются следующие качества личности:
1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
6. Стремление всегда быть правым и споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.
Все эти не очень симпатичные черты характера одарённого ребёнка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя. Не секрет, что, находясь в обычной школе, одарённый ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одарённого ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одарённые дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одарённых. Поэтому с одарённым ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.
Одарённые дети и учебная деятельность.
В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:
1. Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.
3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.
7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Психологическая памятка для учителя в работе с одарёнными детьми
1. Поверьте, работа с одаренным учеником оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но помните, что это будет испытанием на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.
2. У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде "зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.
3. Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику.
4. Это, конечно, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, "ходячие энциклопедии". Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.
5. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, сразу оговорюсь, одаренные дети - благодарные ученики.
6. Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Одаренные ученики – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.
7. Психологи отмечают, что по-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.
8. Все одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.
9. От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж". Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки. По словам В. Эфроимсона, такая работа возможна только "в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем"
Профессиональная педагогическая этика современного учителя.
Каждый педагог стремится стать профессионалом. Существующие эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя – мастера. Ряд таких черт, безусловно, ориентирован на общечеловеческие ценности и обусловлен исторически передачей опыта от старшего поколения к младшему. Современный преподаватель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем. Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма – это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Аксиома 1. Учитель должен уметь любить детей.
Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками. Педагог, который искусственно делит учащихся на «шалопаев», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко не разглядеть личность, не увидеть чью-то судьбу. Любовь к ребенку не есть позволение ему делать все, что он захочет. Уже педагогами прошлого было подмечено, что дисциплина не является воспитательной дубинкой. Постоянные запреты типа «нельзя» либо делают воспитанника нечувствительным к слову педагога, либо вызывают дух противоречия. Разумные и постоянные требования приучают ученика к определенному стилю жизни. Стимулируемое любовью педагога волевое действие становится через какое-то время привычным. Поэтому в процессе воспитания необходимо дать ученику почувствовать, что его любят независимо от его проступков и внешних качеств. Любить ребенка – это значит уметь вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь, уметь вслушиваться в настроения учащихся, уметь входить в тайные пласты детского общества и быть принятым ими, уметь своевременно разрешать противоречия школьной жизни. Данное понятие проявляется на уровне сложившихся нравственных отношений с воспитанниками. Эти отношения должны характеризоваться такими качествами, как: доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность.
Аксиома 2. Учитель должен относиться к детям с уважением.
Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка. Я. Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими»
Аксиома 3. Ученик - имеет право на незнание.
Часто неуважительная, авторитарная позиция педагога по отношению к ученику объясняется тем, что школьник еще слишком мало знает и умеет по сравнению с самим учителем. Однако выдающиеся педагоги прошлого неоднократно констатировали тот факт, что учитель должен уважать детское незнание, поскольку как отметил еще Я. Корчак: «Дураков среди детей не более, чем среди взрослых». Воспитанник согласен воспринимать знания и нормы поведения в обществе, если педагог уважает его «незнание» и, прежде чем приказывать и требовать, объясняет необходимость данных действий и советует, как лучше поступить. Ученик имеет право не знать, но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.
Аксиома 4. Злой учитель – непрофессионал.
Гнев, ярость, недовольство, несдержанность, ненависть, если они полностью овладевают сознанием педагога, отравляют ум ученика, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни. Педагогу необходимо научиться сдерживать свои отрицательные эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. Но при этом педагог не перестает нетерпимо относиться к нарушению норм общественной морали. О сдерживании эмоций в человеческом общении писали многие выдающиеся люди. Так, Л. Фейхтвангер писал: «Когда вы гневаетесь на кого, не избегайте его близости. Подойдите к нему и поклонитесь ему, и выскажите спокойно, без шипов злоречья все-все, что причиняет вам досаду... И лучшим из вас будет тот, кто первым придет с поклоном». В.Г. Короленко заметил остроумно: «За собой следи, чтобы не раздражаться: и людьми и лошадьми надо управлять, владея прежде всего собой».
Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети. В школу приходит шестилетний человек, у которого уже сложились представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом. Учитель должен знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
1. Старайтесь иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
2. Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливайтесь на достигнутом.
3. Будьте всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
4. Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и чувством юмора.
5. Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушными и снисходительными.
6. Старайтесь во всем видеть положительное.
7. Будьте всегда доброжелательными. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
8. Постарайтесь навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
9. Будьте добрыми и честными. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.