Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Даниловичская средняя школа"
ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете
Государственного учреждения образования
«Даниловичская средняя школа»
1.1. Положение о родительском университете Государственного учреждения образования «Даниловичская средняя школа» (далее – Положение) разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители, педагог социальный, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.
2.1. Целью создания родительского университета является:
создание условий, способствующих педагогическому и психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
2.2. Задачи:
построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
пропагандировать позитивный образ семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
формировать ценностно-смысловые основы родительства;
актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета
– организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
– правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
– психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
– гражданское: о путях развития образования, школы.
– консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
– научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
– расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
– организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
– построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
– трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
2.4. Три ступени реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
2.5. Формы проведения занятий
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в мероприятиях).
3.1. Условия создания родительского университета:
создается на базе Государственного учреждения образования «Даниловичская средняя школа»;
создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
координирует деятельность родительского университета заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
на школьном интернет-сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет», для последующего размещения тематической информации в рамках родительского университета.
3.2. Координатор родительского университета:
– несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
– координирует деятельность родительского университета;
– осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальным педагогом;
– подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
– ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
– в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.3. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.4. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.5. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.6. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.
4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
– Приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района.
– Положение о родительском университете.
– План работы на учебный год.
– Методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
План мероприятий по реализации
проекта «Родительский университет»
Класс |
Классный руководитель |
Тема заседания |
Дата проведения |
1 |
Авсянникова Наталья Николаевна. |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. |
27.09 |
Тема 2. Режим дня школьника. |
16.12 |
||
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. |
18.03 |
||
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. |
20.05 |
||
2
|
Пашкевич Анна Николаевна |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. |
03.10 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. |
17.12 |
||
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. |
18.03 |
||
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. |
22.05 |
||
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. |
22.05 |
||
3 |
Шибко Надежда Геннадьевна |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. |
30.09 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. |
15.12 |
||
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. |
21.03 |
||
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. |
27.05 |
||
4 |
Кулаженко Галина Александровна |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. |
03.10 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей |
17.12 |
||
Тема 3. Ребенок и компьютер. |
18.03 |
||
Тема 4. Книги в жизни школьника. |
19.05 |
||
Тема 4. Книги в жизни школьника. |
19.05 |
||
5 |
Корженевская Наталья Николаевна |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. |
28.09 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников |
17.12 |
||
Тема 3. Ваш ребенок вырос. |
11.03 |
||
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. |
20.05 |
||
6 |
Потапчик Светлана Игоревна |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. |
29.10 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. |
16.12 |
||
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет |
10.03 |
||
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. |
19.05 |
||
7 |
Васько Юлия Игоревна |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. |
17.09 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков |
17.12 |
||
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста |
18.03 |
||
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. |
20.03 |
||
8 |
Морозова Елизавета Сергеевна |
Тема 1. Жизненные цели подростков. |
22.10 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. |
19.12 |
||
Тема 3. Осторожно: суицид. |
04.03 |
||
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. |
06.05 |
||
9 |
Бокарева Анна Егоровна |
Тема 1. Портрет современного подростка. |
13.10 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. |
16.12 |
||
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. |
04.03 |
||
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? |
06.05 |