Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Даниловичская средняя школа"
По информации Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
О применении результатов расследования
уголовного дела о геноциде
Материалами уголовного дела по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период подтверждены выводы о том, что масштабы трагических событий, произошедших на территории БССР в годы немецко-фашистской оккупации, намного шире, чем предполагалось ранее.
Установлено, что карателями и их пособниками уничтожено полностью либо частично, в том числе вместе с жителями, не менее 12 348 белорусских сельских населенных пунктов, что на 3 148 больше, чем это отражено в архивных документах (9 200) на момент возбуждения уголовного дела.
Список сел и деревень, разделивших судьбу Хатыни, дополнен 102 населенными пунктами (186 - до начала расследования).
Подтверждено функционирование на территории БССР не менее 560 (480) лагерей смерти, а также проведение более 180 (140) крупных карательных операций.
Подтверждено уничтожение в концентрационном лагере «Тростенец» не менее 546 000 человек.
Согласно полученным в ходе следствия данным, количество жертв геноцида превышает 3 млн. (2,2 млн.) человек.
В уголовном деле имеются сведения о 180 ранее неизвестных местах уничтожения и захоронения жертв геноцида, в том числе массовых.
Результаты расследования уголовного дела активно освещаются прокурорскими работниками при проведении патриотических и идеологических мероприятий в трудовых коллективах и молодежной среде, на телевидении и в радиоэфирах.
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Генеральной прокуратуры.
ПРОЕКТ
Материалы по историческому ценностно-ориентированному просвещению детей
Информация для работников учреждений образования, нанимателей
В современном мире деятельность человечества в информационном пространстве становиться превалирующей. Ежедневное создание, преобразование, передача, использование, хранение информации в коммерческих, интеллектуальных (научных), личных (бытовых) и иных целях сопровождает жизнь все большего количества людей, оказывает воздействие на индивидуальное и общественное сознание, постепенно включаясь в число доминантных потребностей индивида, формирует мотивацию и условия его поведения. Это становится реальностью ввиду интенсивно и экспансивно развивающейся социотехнической системы глобального информационно-коммуникационного взаимодействия, использующей достижения, выгоду и удобство сетевых и иных технологий для проникновения в жизнь каждого человека.
Динамичность, постоянное обновление конфигурации, глобализация, мобильность и адаптивность средств информационно-коммуникационного взаимодействия позволяют их использование для целенаправленной ориентации и коррекции общественных настроений. Распространенные в социуме представления о том, что пронизывающие общество потоки информации – произвольные, следующие неконтролируемой логике рынка и технологий, не зависящие от геополитических факторов, способствуют результативности противоправных действий по изменению сознания личности и социальных групп.
Технологии, формы и методы манипулирования общественным сознанием постоянно совершенствуются как в коммерческих (маркетинговых), так и в политических целях. В совокупности с элементами стратегического и тактического управления, механизмами и субъектами практической реализации они образуют систему информационной войны, целями которой являются дестабилизация и ослабление геополитического противника, нанесение максимального ущерба в результате внутренних проявлений экстремизма и терроризма. Признаки ведения такой войны в отношении Республики Беларусь проявились с момента обретения статуса суверенного государства, особенно явно – в периоды электоральных кампаний.
Сущность информационной войны связана с масштабным применением средств и методов информационно-психологического воздействия в отношении населения страны, отдельных социальных групп или индивидов. Одной из таких социальных групп выступают дети как объект деструктивного информационного воздействия, результаты которого должны проявиться впоследствии. При этом особенности влияния информационных технологий на детей способствуют достижению данных результатов.
Удовлетворение познавательных и развлекательных потребностей, яркая и контролируемая «псевдореальность» компьютерного мира создают у детей привязанность к данной форме деятельности, впоследствии играющую важную роль в формировании психологического (эмоционального, подсознательного) отношения к электронным «гаджетам». При недостатке внимания со стороны родителей, реальных и позитивных контактов со сверстниками и другими людьми телефон или компьютер становится «другом», навсегда получая статус незаменимого спутника жизни, которому можно доверять. Так формируется внутренняя оценка электронного гаджета как источника положительных эмоций и априори достоверных и полезных сведений. Впоследствии (на этапе широкого включения подростков в процесс сетевого взаимодействия, получения и использования Интернет-информации) эти установки становятся условиями криминального или виктимного поведения подростков. Вовлеченность несовершеннолетних в информационно-коммуникационную среду создает предпосылки для формирования потребительской, индивидуалистической, социально безответственной жизненной позиции, усвоения ложных мировоззренческих ориентиров, опасного взаимодействия с преступниками (террористами и экстремистами, мошенниками, наркодиллерами, педофилами и др.), достижения ими целей такого взаимодействия.
Для предупреждения потенциальных негативных последствий деструктивного информационного воздействия на детей существенное значение имеет просветительская работа, способствующая формированию основ исторической памяти в массовом сознании подрастающего поколения. В современных условиях – это комплексная общенациональная задача, решение которой выходит на уровень приоритетной государственной проблематики. Центральным звеном данной системной деятельности является сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, геноциде белорусского народа.
Историческое ценностно-ориентированное просвещение детей является сложным и многоплановым процессом, который не может ограничиваться только школьной программой. Начало работы над формированием исторической памяти у детей, ее последовательное сопровождение должно осуществляться в семье. Целенаправленная работа воспитателя, школьного учителя выступает продолжением данного процесса внутрисемейной социализации.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого раннего и в то же время в достаточной мере осознанного периода жизни ребенка, когда дети уже начинают понимать связь времен, преемственность поколений, свою причастность к историческим событиям (через ассоциирование с старшим поколением своей семьи). Поэтому особое внимание необходимо уделять детям младшего школьного возраста, которые ввиду особенностей активной социализации (усвоения образцов и моделей поведения, базовых ценностных ориентиров) относятся к наиболее восприимчивой аудитории. У детей в этом возрасте уже сформированы базовые навыки различать зло и добро, чувства справедливости и сострадания. Важно развить и способность испытывать гордость за подвиг своих предков, за величие своей Родины, сформировать основу дальнейшего адекватного восприятия сведений по данной тематике, базу для критической оценки информации о политических событиях современности.
Вовлечение семьи в процесс формирования у детей исторической памяти требует значительных усилий и масштабной включенности не только учреждений образования, но и всех иных государственных органов и общественных организаций. В первую очередь она предполагает работу с родителями, так как в молодых семьях вопросы ознакомления с историей страны, развития исторической памяти в ряде случаев не считаются важными. Молодые люди, которые родились в конце 1990-х годов, сами относятся к поколению, которое уже подверглось влиянию информационных технологий и имеют ряд особенностей («клиповое» мышление, недостаточно сформированное проектное мышление, индифферентное отношение к проблемной коммуникации, «интерактивное» усвоение социальных ролей и норм и др.). Предшествующее поколение, рожденное в середине 80-х – начале 90-х годов (зрелые родители), также в своей массе далеко не всегда в полной мере обладает личностными установками мировоззренческого характера, призванными защищать от деструктивного информационного воздействия. Социализация данной группы пришлась на период так называемой «социальной аномии», когда ценностный уровень сознания постсоветского общества подвергся существенной трансформации. В этот период при поддержке со стороны глобальных западных фондов отдельными средствами массовой информации, создателями кино-видео и печатной продукции был сформирован и полноценно удовлетворен спрос на дискредитацию политического и социального устройства советского общества, предполагающую, в том числе, нивелирование таких ценностей, как государственность и патриотизм, коллективизм, созидательный труд на благо страны и др. Значительному деструктивному воздействию подверглась и незыблемая в СССР социокультурная ценность – память о Великой Отечественной войне.
В связи с этим правовое и идеологическое просвещение родителей является первым шагом к решению обозначенной выше актуальной задачи. В ходе реализации изначально необходимо объяснить родителям, почему так важно сохранять историческую память и почему целенаправленная работа с детьми необходима именно в семейном кругу. Образно говоря, прежде чем начинать работу с детьми, на вопросы: «Почему так важно сохранять историческую память?» и «С чего начинается Родина?» должен себе ответить каждый родитель.
Для этого целесообразно использовать приведенные выше аргументы или их краткую версию в следующей логической схеме: Интернет управляем собственниками технологий, которые заинтересованы в извлечении выгоды любыми средствами / Он позволяет массово воздействовать на сознание и это широко применяется для реализации геополитических стратегий / Дети вовлечены в Интернет и являются наиболее уязвимыми для деструктивного информационного воздействия / В настоящее время (до момента достижения технологического суверенитета, позволяющего в полной мере обеспечить суверенитет информационный) наиболее эффективным способом снизить опасность влияния информационных технологий на детей является их историческое ценностно-ориентированное просвещение / Результативность этого процесса зависит от участия семьи (родителей, родственников) как непосредственных (старшее поколение) или опосредованных (родители) носителей исторической памяти, обладающих авторитетом для ребенка, знающих его индивидуальные особенности и способных не только донести информацию, но и помочь детям понять ее и прочувствовать на эмоциональном уровне. Память – это прежде всего образы, формируемые художественными средствами, эмоциональными переживаниями. И, наверное, невозможно сравнить силу воздействия рассказа матери или отца про своего дедушку (бабушку) с выученным уроком истории.
На этом этапе при общении с родителями могут возникать вопросы, связанные с их неуверенностью в целесообразности и результативности предполагаемой работы, в частности:
- не является ли это т.н. «промывкой мозгов» в интересах государственной власти?
Справочно. Что касается самой этой фразы, она представляет собой распространенный манипулятивный прием, фрейм, привнесенный извне, когда на протяжении десятилетий постсоветского периода развития нам насаждалась конфликтная модель взаимоотношений гражданского общества и государства. Следует разъяснять родителями, что в сферах формирования общности исторической памяти, культуры гражданственности деятельность государства должна быть обязательной и приоритетной. Если из этих сфер уходит государство, то туда приходят неонацисты, как это случилось на Украине.
- как не обладая знаниями педагогики и психологии вести работу с ребенком и не причинить ему вред?
Справочно. С целью решения данного вопроса, а также в контексте повышения эффективности внутрисемейной работы по формированию основ исторической памяти у детей младшего школьного возраста подготовлена памятка для родителей о том, как говорить с детьми о подвиге наших предков в Великую Отечественную войну, о геноциде белорусского народа, включающая рекомендации, способы и конкретные примеры эффективного воспитательно-просветительского воздействия.
В заключение следует подчеркнуть, что с точки зрения криминологии наиболее результативным в своей долговременной перспективе направлением предупреждения экстремизма и терроризма, иных общественно опасных уголовно наказуемых деяний является связанное с формированием системы мер ранней предупредительной деятельности, значимым структурным элементом которой выступает работа, направленная на формирование основ исторической памяти у детей младшего школьного возраста.
ПАМЯТКА СЕМЕЙНОМУ ОКРУЖЕНИЮ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (7-10 лет) «Подвиг и геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»
Уважаемые родители, бабушки и дедушки!
Попытайтесь ответить себе на вопрос: «Почему так важно сохранять память о подвиге и геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны?».
Если ответ на него вызывает затруднения мы сможем вам помочь:
- чтобы не допустить ошибки, которые привели к таким ужасным и кровавым для нашего народа историческим событиям;
- чтобы наши дети и их потомки знали правду о Великой Отечественной войне, потому что сейчас многие заинтересованы в ее искажении (например, дети и молодежь в западных странах уверены в том, что фашизм был побежден США, а нашим солдатам, ценой своих жизней спасшим Европу, сносят памятники);
- чтобы наши дети выросли в уважении к героизму и жертвам людей прошлого, благодаря которым мы с вами можем жить, любить, мечтать, достигать целей и быть счастливы под мирным небом.
Еще один важный вопрос: «С чего начинается Родина?».
Ответы на него есть в одноименной песне, которую когда-то исполнял Марк Бернес. Прослушайте ее сами, а потом с ребенком, постарайтесь примерить предложенные автором художественные образы на себя и тогда вам легко будет объяснить ребенку, почему все это «в любых испытаниях у нас никому не отнять». Сделав это, вы и сами сможете понять, почему так важно в мире информационных технологий, яркой и динамичной компьютерной графики все же быть Человеком – личностью, благодарной и духовно привязанной к своей семье, дому, стране – Родине.
Теперь можно приступать к основной работе с ребенком, но для того чтобы она стала результативной, пожалуйста, учитывайте следующие рекомендации.
1. Индивидуализация
Многое зависит от учета психофизиологического и личностного развития, от того, когда, на каком возрастном этапе конкретного ребенка какие формы и методы применять. Например, если ваш ребенок существенно опережает сверстников по своим социальным и интеллектуальным качествам, интересуется данной тематикой можно не дожидаться школьного возраста для разговоров о войне. В любом случае рекомендуется ознакомить ребенка с подходящими для его особенностей (характера, интересов) формами сохранения исторической памяти (совместный просмотр фильмов, прочтение книг, прослушивание и заучивание песен и стихов о войне, посещение мемориальных комплексов и музеев, памятников, массовых площадок государственных праздников, просмотр телепередач (например, парад, минута молчания), участие в акциях памяти и др.). Очень важно обсуждать с ребенком его впечатления от проведенного мероприятия (просмотренного фильма или посещения мемориального комплекса). Это позволит устранить возможные пробелы в восприятии художественных образов, а также позволит лучше усвоить информацию.
2. Особенности психологического восприятия информации
С учащимися начальной школы говорить о геноциде, о тех ужасах, которые происходили, об уничтожении мирного населения на оккупированных нацистами территориях надо очень аккуратно – их психика очень подвижна. Но именно в этом возрасте следует заложить общее понимание трагедии и подвига белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Поэтому избегайте натуралистических фото и видео изображений, как правило имеющихся в документальных материалах о войне, старайтесь донести информацию понятно. Например: «Представь себе, что в твоем классе погиб каждый третий ученик. Так когда-то давно фашисты поступили со всем нашим народом. В нашей семье в это число попали твои …. Если будешь помнить об этом, то тогда все они погибли не зря. Они победили фашизм. А мы (весь наш народ), заплатив такую страшную цену за победу, сделаем все, чтобы это не повторилось».
В таком возрасте важно не допускать самостоятельный (без присмотра родителей) поиск информации по теме, поскольку психика ребенка еще не готова увидеть или услышать все ужасы тех событий. Поэтому рекомендуем показать данную памятку всем членам семьи и родственникам, с которыми общаются ваши дети, во избежание получения от них информации, не предназначенной для детей их возраста.
3. Сущность и методы работы
Главное при работе над развитием индивидуальной исторической памяти в этом возрасте это создание в сознании ребенка достоверных и непротиворечивых образов исторического прошлого, развитие у него ощущения личной сопричастности (восприятие подвига своего прадеда/прабабушки как своего собственного). Это послужит формированию личности, испытывающей гордость за героизм своего народа, соизмеряющей свои поступки с полученными представлениями.
Для этого целесообразно:
говорить с ребенком в правильное время и в правильной обстановке.
Важную роль играет предшествующее эмоциональное состояние ребенка, выбранное (свободное от других обычных занятий или развлечений) время, а также место беседы (музей, мемориальный комплекс, дом (квартира) старших родственников, и др.);
сопровождать свой рассказ наглядным материалом: фотографиями, в том числе из семейного альбома, письмами, семейными реликвиями (награды и др.);
не перегружать ребенка сложным материалом: не нужно указывать конкретных дат каких-то событий, точных цифр – они затрудняют восприятие;
говорить понятно и адаптивно: использовать доступную детям лексику, объяснять значение незнакомых слов, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями;
соблюдать логику содержания, системность и последовательность доведения материала.
Для выполнения последней из указанных выше рекомендаций и для того, чтобы ребенку было понятно, о чем идет речь, начинайте с объяснения «страшных» слов, которые скорее всего в этом возрасте он уже слышал или видел. Такими словами являются «нацизм» и «фашизм». Очень важно, чтобы эти слова были осмыслены ребенком, значение их было понятно (например, «фашизм (нацизм)» это когда одни люди могут уничтожать других потому что считают себя лучшими. Это не человеческая и даже не звериная (звери убивают чтобы жить) позиция (мысль, идея), которая была использована для одурманивания немцев в годы Великой Отечественной войны, чтобы они и их пособники уничтожали наших предков. Это не замысловатые руны и символы, это огромное число жертв среди мирного населения, которое стало результатом бесчеловечных действий фашистов (нацистов).
После того как вы убедились, что ваш ребенок понял, кто такие фашисты (нацисты), давайте попробуем понятно объяснить, что такое геноцид белорусского народа.
Пример: «Все люди равны. Они могут быть хорошими и плохими, умными и глупыми, маленькими и большими, но все они равны в своем праве на жизнь, здоровье, обучение и т.д. Это главное правило, которое делает человека человеком. У тебя в классе все дети разные. У каждого свой характер, способности и особенности. Но никого из детей не выгоняют из школы за неуспеваемость, другой цвет кожи, прическу, национальность, не лишают обедов, не отправляют в тюрьму, потому что в нашей стране это правило соблюдается неукоснительно.
Почти 80 лет назад, когда твои прадедушки и прабабушки были такими как ты, на нашу землю напали немецко-фашистские захватчики – жители страны Германия, одурманенные собственной властью (Гитлером и его окружением). Они считали себя самыми лучшими на земле и поэтому хотели иметь власть над всеми остальными людьми и территориями. На нашу страну они напали, чтобы забрать нашу землю, наши богатства, уничтожить большую часть населения, нашу культуру, заставить оставшихся в живых на них работать. Они хотели лишить нас Родины, дома, семьи, памяти и достоинства. Немецко-фашистские захватчики использовали жестокие методы и средства, чтобы достичь своих целей. Они лишали белорусов еды, воды, сна, свободы, отнимали детей у родителей, заставляли взрослых и детей работать на тяжелой работе без отдыха. Это все они делали для того, чтобы огромное количество мирных людей не выдерживало такого обращения и погибало. Тех, кто сопротивлялся, уничтожали, сжигая деревни вместе с жителями. Это и есть геноцид».
Теперь, когда вы рассказали о геноциде, ребенку станет проще понять, в чем заключался подвиг белорусского народа, который, несмотря на все потери, выстоял и победил фашистских нелюдей, освободил захваченные ими европейские народы вместе с солдатами Красной/Советской армии (тогда мы все: белорусы, украинцы, литовцы, россияне и т.д. жили в дружной семье народов СССР), а после этого отстроил разрушенную страну, дав нам возможность свободно жить и трудится на наше общее благо.
Необходимо рассказать детям о героическом сопротивлении фашизму наших людей (Брестская крепость-герой, партизанское движение, подполье), о юных героях того времени (Марат Казей, Борис Цариков, Зинаида Портнова и др.). Не поленитесь и, найдя материал в Интернете[1], покажите детям фотографии. Несмотря на то, что все это ваш ребенок будет проходить в школе, расскажите о них с житейской точки зрения, попытайтесь донести простыми словами, что эти люди когда-то были такими же обычными детьми, но при этом по-настоящему любили свою Родину. Они отдали самое дорогое – свою жизнь, чтобы мы жили в мирное и благополучное время. Память о них – это наша благодарность и их бессмертие.
Пример (Марат Казей). Когда началась война Марат был простым советским мальчиком, который учился в 5 классе. Когда фашисты пришли на нашу землю, его мама прятала у них в доме раненого солдата. Фашисты узнали об этом, схватили и убили ее. Марату и его сестре пришлось бежать в лес к партизанам и искать у них защиты. Марат стал настоящим воином, сражался наравне со взрослыми. В первом бою Марата ранили в руку, но он не испугался и не отступил, он поднял боевой дух своих взрослых товарищей, сам повел их в атаку. За такой поступок мальчик был удостоен медали «За отвагу», которую давали только за настоящую проявленную в бою храбрость. После этого Марата приняли в разведывательный отряд. Благодаря Марату партизаны и Красная армия получали важнейшие сведения, карты и планы фашистов.
Последний свой подвиг Марат совершил возле деревни Хоромецкие Узденского района Минской области. Там он принял неравный бой с фашистами, был окружен со всех сторон, но не сдался в плен и геройски погиб, подорвав последнюю гранату и уничтожив врагов вместе с собой.
В нашей стране помнят и чтят Марата, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Памятник юному герою располагается в центре Минска в одноименном сквере.
Обязательно нужно вспомнить про фронтовиков, партизан, тружеников тыла военного времени из вашей семьи. Расскажите их историю, попробуйте передать личные переживания, стремление к победе. Если сохранились их личные вещи, письма, фотографии, награды, покажите их детям. Расскажите о том, как жили в послевоенный период ваши родственники, которых не забрала война, поделитесь своими детскими воспоминаниями, посетите семейные могилы. Необходимо показать, что ваши родные были участниками великих свершений, героями, настоящими патриотами своей Родины, отметить, что вся семья всегда будет их помнить, гордиться, стараться быть такими же.
Чтобы убедиться в том, что ребенок вас понял правильно завершайте беседы «мягкими» (не требовательными) вопросами о сути и смысле рассказанного. К наиболее общим из них относятся следующие: «Как ты думаешь, любишь ли ты свою Родину? Почему ты так думаешь? Чтобы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоей стране стало лучше жить? Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания для всей страны, какие три желания ты бы загадал?».
Рекомендуется развивать тематику с возрастом, учитывать работу учреждений образования, восстанавливать или создавать семейные традиции (например, празднование 9 мая, 3 июля). При повторном обращении к материалу (например, при подготовке домашних заданий по исторической тематике, участии в соответствующих школьных мероприятиях) стоит постепенно раскрывать новые понятия (предатели, коллаборанты, каратели, эсэсовцы, лагеря смерти и др.), смыслы (Нюрнбергский процесс, пропаганда, реабилитация и возрождение нацизма, неонацизм), ценности (историческая память как священный долг каждого гражданина Беларуси и средство не допустить повторения трагедии; верность Родине – единственно возможный жизненный путь Настоящего Человека).
В процессе работы с ребенком нужно быть готовым ответить на его уточняющие вопросы (перечень источников достоверной информации приведен ниже), а также вопросы, возникающие в связи с услышанным и увиденным.
Пример 1. Вопрос: «Стоит ли мне бояться за свою жизнь и жизнь нашей семьи сейчас? Ответ: «Бояться не нужно. Сохранение мира в Беларуси – это одна и самых главных задач руководства (Президента и правительства) нашей страны. Наше государство и наши соотечественники делают все возможное, чтобы мрачные события тех времен не повторились, и мы всегда жили в мирное и благополучное время. Чтобы память о войне не исчезла со временем, Генеральная прокуратура вместе с другими правоохранительными органами и организациями активно ищет всю правду и виновных в тех злодеяниях, привлекает их к ответственности. Трагедия белорусского народа осталась в далеком прошлом и нам, белорусам, ничего не угрожает, пока мы не забыли правду о геноциде и подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».
Пример 2. Вопрос: «По телевизору (в Интернете, по радио, в транспорте, в школе, во дворе) говорят о войне на Украине. Почему там идет война?». Ответ: «Россия была вынуждена начать специальную военную операцию, потому что руководство близкого нам украинского народа, пришедшее к власти незаконным путем в 2014 году, управляло страной в интересах западных стран, которые хотели навредить России, уничтожая память и правду о Великой Отечественной войне, возрождая нацизм (героизируя нацистских преступников, 8 лет убивая жителей Донбасса, которые хотели дружить с Россией). Поэтому целью специальной военной операции России является денацификация Украины – устранение идей нацизма, возвращение к дружбе между народами, имеющими общую историю».
Пример 3. Вопрос: «В Интернете видел (читал) информацию / в фильме показывали, что во Второй мировой войне сражались Сталин и Гитлер / победили американцы или англичане / Советский союз захватил, а не освободил Европу и др. Это правда?». Ответ: «Нет! В Интернете есть много ложной информации. Ее размещают там те, кто хочет исказить нашу память. Среди них есть и потомки фашистов, желающие обелить черные дела своих предков, и лжеученые, за деньги готовые на все, и преступники, преследующие свои цели. Если увидишь что-либо подобное, обязательно скажи мне – мы обсудим и во всем разберемся».
Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Спасибо вам, что воспользовались настоящей памяткой! Мы надеемся, что наша с вами совместная работа по сохранению исторической памяти будет результативной – поможет защитить наших детей, обеспечит их мирное будущее!
Источники информации по тематике сопротивления народа Беларуси фашизму:
https://www.belta.by/society/view/dose-oborona-brestskoj-kreposti-442620-2021/
https://www.sb.by/articles/umirali-no-ne-sdavalis324.html
https://www.brest-fortress.by/
https://www.cbsvit.by/index.php/2012-05-10-07-15-06/chas-muzhnastsi/58-partizany-i-podpolshchiki/2208-partizanskoe-dvizhenie-belarusi
https://archives.gov.by/home/tematicheskie-razrabotki-arhivnyh-dokumentov-i-bazy-dannyh/istoricheskie-sobytiya/velikaya-otechestvennaya-vojna-belarus/istoriya-vojny-obzor-sobytij/borba-protiv-okkupaczii-v-belarusi
https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/202917/1/229-230.pdf
Источники для поиска информации о родственниках – участниках Великой Отечественной войны
Партизаны Беларуси – Спецпроект Издательского дома «Беларусь сегодня» и Национального архива Беларуси (partizany.by)
Книга Памяти Республики Беларусь (memory.mil.by)
Информационная система «Память народа» (pamyat-naroda.ru)
Бессмертный полк России (polkrf.ru)
С 1985 по 2005 гг. в Беларуси издавалась серия книг «Память» — проект, включающий печатные издания по истории всех регионов Беларуси, о людях, внесших значимый вклад в развитие своей Малой Родины, о жителях, погибших во время Великой Отечественной войны.
Источники информации по тематике геноцида белорусского народа:
Источники информации для самостоятельного изучения ребенком:
Список художественных произведений, с которыми целесообразно ознакомиться детям
Фильмы:
Список мест, которые можно посетить с детьми:
[1] Ссылки на материалы даны в конце Памятки
Методические рекомендации для учреждений общего среднего образования Минской области по наполнению информационными материалами тематических экспозиций, посвящённых памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
Современные подходы в воспитании подрастающего поколения основаны на воспитании гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества. Перед учреждениями образования стоит задача, которая заключается в том, чтобы создать результативную систему идеологического и патриотического воспитания, определить направления и методы, которые помогут сформировать у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу, сформировать гражданскую позицию и патриотизм.
Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма молодого поколения, базируется на уважении к историческому прошлому и традициям народа в годы Великой Отечественной войны, на трудовых традициях белорусского народа, на гордости за его экономические, социальные, культурные достижения, на заботе об интересах, независимости, свободе, благополучии и будущем своей Родины – Республики Беларусь.
В настоящее время учреждения образования являются наиболее устойчивыми институтами социализации личности, в которых обучающиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.
Особое значение для формирования гражданской позиции и патриотизма, а также чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу несут тематические экспозиции, связанные с изучением Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., которые показывают примеры героизма и стойкости белорусского народа в годы великих испытаний. Следует отметить, что в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь подготовлены информационно-аналитические материалы. Их необходимо использовать в образовательном процессе в учреждениях образования.
Информирование обучающихся о фактах совершения нацистскими преступниками, их соучастниками геноцида мирного населения осуществляется в рамках гражданского и патриотического воспитания. При этом ведущая роль возлагается на военно-патриотические клубы, на использование потенциала музеев и организацию тематических экспозиций.
Единые подходы к формированию (наполнению) информационных материалов тематических экспозиций (стендовых, баннерных, библиотечных, выставочных, музейных и иных) в учреждениях образованиях Минской области
При формировании тематических экспозиций (стендовых, баннерных, библиотечных, выставочных, музейных и иных) (далее – тематические экспозиции) необходимо соблюдать принципы научности, системности и последовательности, индивидуальности, конкретности, оптимальности и диалога, которые должны быть реализованы в следующих требованиях:
1 раздел раскрывает тему в целом в стране,
2 раздел – в регионе (Минская область),
3 раздел – на территории района(города),
4 раздел – в местности расположения учреждения образования.
На основании вышеуказанных методических рекомендаций управлениям (отделу) по образованию, спорту и туризму райгорисполкомов, управлениям по образованию райисполкомов, учреждениям образования областного подчинения рекомендуется разработать единые подходы к содержанию информационных материалов тематических экспозиций в учреждениях образования района (города), предварительно согласовав их с райгорпрокурорами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение
Кодекс Республики Беларусь об образовании;
Законом Республики Беларусь от 14.01.2022 № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»;
Закон Республики Беларусь от 5 января 2022 года № 146-З «О геноциде белорусского народа»;
Закон Республики Беларусь от 12.12.2005 №70-3 «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь»;
Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2011 г. № 621 и от 24 января 2014 г. № 49;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 57 «О Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2021 № 773 «О Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы»;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04.12.2002 № 52 «Об утверждении положения о музее учреждения образования»;
Методическое письмо Министерства образования и Министерства культуры Республики Беларусь о совместной деятельности музеев от 02.02.2001;
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82);
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 № 312);
Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»;
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»;
Инструктивно-методическое письмо по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию;
Методические рекомендации «Планирование воспитательной работы в классе и её учет»;
Комплексная программа воспитания детей и учащейся молодежи областного, районного (городского) уровня, программа воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Информационные ресурсы, рекомендуемые для использования при формировании (наполнении) материалами тематических экспозиций, посвященных памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
8 «Обелиски великого подвига - Беларусь помнит» https://www.sb.by/video/obeliski-velikogo-podviga/ http://storyofvictory.sb.by/obeliski
«Партизанская летопись» https://letopis.belta.by/
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Региональный краеведческий компонент, рекомендуемый (исходя из территориальности) при формировании материалов тематических экспозиций, посвященных памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период:
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ЖУРНАЛ
учета посетителей тематической экспозиции, посвященной жертвам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
в _________________________________________________
(наименование учреждения образования)
Дата |
Тема учебного занятия, внеклассного мероприятия |
Класс |
Количество обучающихся |
Ответственный |
|
|
|
|
|
Методические рекомендации для учреждений общего среднего образования Минской области по наполнению информационными материалами тематических экспозиций, посвящённых памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
Современные подходы в воспитании подрастающего поколения основаны на воспитании гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества. Перед учреждениями образования стоит задача, которая заключается в том, чтобы создать результативную систему идеологического и патриотического воспитания, определить направления и методы, которые помогут сформировать у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу, сформировать гражданскую позицию и патриотизм.
Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма молодого поколения, базируется на уважении к историческому прошлому и традициям народа в годы Великой Отечественной войны, на трудовых традициях белорусского народа, на гордости за его экономические, социальные, культурные достижения, на заботе об интересах, независимости, свободе, благополучии и будущем своей Родины – Республики Беларусь.
В настоящее время учреждения образования являются наиболее устойчивыми институтами социализации личности, в которых обучающиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.
Особое значение для формирования гражданской позиции и патриотизма, а также чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу несут тематические экспозиции, связанные с изучением Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., которые показывают примеры героизма и стойкости белорусского народа в годы великих испытаний. Следует отметить, что в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь подготовлены информационно-аналитические материалы. Их необходимо использовать в образовательном процессе в учреждениях образования.
Информирование обучающихся о фактах совершения нацистскими преступниками, их соучастниками геноцида мирного населения осуществляется в рамках гражданского и патриотического воспитания. При этом ведущая роль возлагается на военно-патриотические клубы, на использование потенциала музеев и организацию тематических экспозиций.
Единые подходы к формированию (наполнению) информационных материалов тематических экспозиций (стендовых, баннерных, библиотечных, выставочных, музейных и иных) в учреждениях образованиях Минской области
При формировании тематических экспозиций (стендовых, баннерных, библиотечных, выставочных, музейных и иных) (далее – тематические экспозиции) необходимо соблюдать принципы научности, системности и последовательности, индивидуальности, конкретности, оптимальности и диалога, которые должны быть реализованы в следующих требованиях:
1 раздел раскрывает тему в целом в стране,
2 раздел – в регионе (Минская область),
3 раздел – на территории района(города),
4 раздел – в местности расположения учреждения образования.
На основании вышеуказанных методических рекомендаций управлениям (отделу) по образованию, спорту и туризму райгорисполкомов, управлениям по образованию райисполкомов, учреждениям образования областного подчинения рекомендуется разработать единые подходы к содержанию информационных материалов тематических экспозиций в учреждениях образования района (города), предварительно согласовав их с райгорпрокурорами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение
Кодекс Республики Беларусь об образовании;
Законом Республики Беларусь от 14.01.2022 № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»;
Закон Республики Беларусь от 5 января 2022 года № 146-З «О геноциде белорусского народа»;
Закон Республики Беларусь от 12.12.2005 №70-3 «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь»;
Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2011 г. № 621 и от 24 января 2014 г. № 49;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 57 «О Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2021 № 773 «О Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы»;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04.12.2002 № 52 «Об утверждении положения о музее учреждения образования»;
Методическое письмо Министерства образования и Министерства культуры Республики Беларусь о совместной деятельности музеев от 02.02.2001;
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82);
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 № 312);
Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»;
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»;
Инструктивно-методическое письмо по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию;
Методические рекомендации «Планирование воспитательной работы в классе и её учет»;
Комплексная программа воспитания детей и учащейся молодежи областного, районного (городского) уровня, программа воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Информационные ресурсы, рекомендуемые для использования при формировании (наполнении) материалами тематических экспозиций, посвященных памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
8 «Обелиски великого подвига - Беларусь помнит» https://www.sb.by/video/obeliski-velikogo-podviga/ http://storyofvictory.sb.by/obeliski
«Партизанская летопись» https://letopis.belta.by/
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Региональный краеведческий компонент, рекомендуемый (исходя из территориальности) при формировании материалов тематических экспозиций, посвященных памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период:
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ЖУРНАЛ
учета посетителей тематической экспозиции, посвященной жертвам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
в _________________________________________________
(наименование учреждения образования)
Дата |
Тема учебного занятия, внеклассного мероприятия |
Класс |
Количество обучающихся |
Ответственный |
|
|
|
|
|
По информации Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
О применении результатов расследования
уголовного дела о геноциде
Материалами уголовного дела по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период подтверждены выводы о том, что масштабы трагических событий, произошедших на территории БССР в годы немецко-фашистской оккупации, намного шире, чем предполагалось ранее.
Установлено, что карателями и их пособниками уничтожено полностью либо частично, в том числе вместе с жителями, не менее 12 348 белорусских сельских населенных пунктов, что на 3 148 больше, чем это отражено в архивных документах (9 200) на момент возбуждения уголовного дела.
Список сел и деревень, разделивших судьбу Хатыни, дополнен 102 населенными пунктами (186 - до начала расследования).
Подтверждено функционирование на территории БССР не менее 560 (480) лагерей смерти, а также проведение более 180 (140) крупных карательных операций.
Подтверждено уничтожение в концентрационном лагере «Тростенец» не менее 546 000 человек.
Согласно полученным в ходе следствия данным, количество жертв геноцида превышает 3 млн. (2,2 млн.) человек.
В уголовном деле имеются сведения о 180 ранее неизвестных местах уничтожения и захоронения жертв геноцида, в том числе массовых.
Результаты расследования уголовного дела активно освещаются прокурорскими работниками при проведении патриотических и идеологических мероприятий в трудовых коллективах и молодежной среде, на телевидении и в радиоэфирах.
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Генеральной прокуратуры.
Тематика сменной композиции,
«Геноцид белорусского народа в голы Великой Отечественной войны»
в 2024/2025 учебном году
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
1. |
Проведение факультативных занятий «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» в 9 классе |
На протяжении учебного года |
2. |
Реализация проекта «ШАГ»- «Школа Активного Гражданина» для учащихся 8-9 классов. |
На протяжении учебного года |
3. |
Проведение классных и информационных часов, уроков памяти и мужества, тематических недель, тематических суббот, приуроченных памятным датам о жертвах Великой Отечественной войны. |
На протяжении учебного года |
4. |
Организация и проведение экскурсий к памятникам и захоронениям жертв Великой Отечественной войны, по памятным местам в рамках мероприятий «Нам завещано помнить», посвященных сохранению памяти о жертвах белорусского народа. |
На протяжении учебного года |
5. |
Организация тематических выставок и просмотр видеопрезентаций, посвященных раскрытию темы «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» |
На протяжении учебного года |
6. |
Подготовка и проведение памятных мероприятий ко Дню Победы и др., посвященных трагическим событиям Великой Отечественной войны. |
По памятным датам |
7. |
Международный день памяти жертв фашизма |
11 сентябрь 2024 год |
8. |
День единства белорусского народа |
17 сентябрь 2024 год |
9. |
День Организации Объединённых наций |
24 октябрь 2024 год |
10. |
Трагедия деревни Литавец |
14 декабрь 2024 год |
11. |
День памяти жертв геноцида во Второй Мировой войне |
27 январь 2025 года |
12. |
День памяти героя-антифашиста |
15 февраль 2025 год |
13. |
Трагедия Хатыни |
22 март 2025 год |
14 |
День освобождения узников фашистских концлагерей |
11 апрель 2025 год |
15 |
День памяти жертв Холокоста |
30 апреля 2025 |
16 |
День Победы советского народа в Великой Отечественной войне |
9 мая 2025 |
17 |
День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа |
22 июня 2025 |
18 |
День независимости Республики Беларусь |
3 июля 2025 |
19 |
Трагедия деревни Скирмантово |
29 августа 2025 |
Мы предлагаем вам ознакомиться с виртуальной выставкой, посвящённой трагической теме геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
На приведённых изображениях содержится краткая информация о местах принудительного содержания и массового уничтожения белорусского народа. Для ознакомления с более подробными сведениями предлагаем вам отсканировать QR-код в правом верхнем углу изображений или перейти по ссылке.
Закон Республики Беларусь "О геноциде белорусского народа"
На оккупированной фашистами территории Белоруссии фашистами было создано более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей. Огромные массы населения стали узниками фашистских концлагерей. Ряды колючей проволоки, сторожевые вышки, специально выдрессированные собаки олицетворяли фашистский «новый порядок». По далеко не полным данным в лагерях смерти на территории Белоруссии нацисты уничтожили свыше 1400000 человек.
Характерной особенностью политики геноцида и «выжженной земли» стало уничтожение населенных пунктов вместе с жителями. За годы оккупации (1941-1944гг.) гитлеровцы провели в Белоруссии более 140 крупных карательных операций.
Белорусский народ не смирился с фашистской оккупацией. Первые партизанские отряды в Белоруссии действовали в тылу врага уже в июне-июле 1941г. Проявляя мужество и героизм, не щадя ни сил, ни жизни они упорно и настойчиво громили врага.
Оккупанты на захваченной территории:
1. Ввели ограничение гражданских свобод местного населения.
2. Совершали массовые убийства коммунистов, комсомольцев, активистов советской власти, представителей интеллигенции; с особой жестокостью уничтожались евреи, цыгане, физически и психически больные.
3. Создали систему тюрем и концентрационных лагерей: в Беларуси действовало более 260 концентрационных лагерей смерти, их филиалов и отделений.
4. «Холокост»
«Холокост» – уничтожение нацистами в годы Второй мировой войны еврейского населения Европы. В результате проведенных карательных акций за время войны в Беларуси было уничтожено более 600 тыс. евреев.
5. Карательные экспедиции.
В целях борьбы с антигерманским сопротивлением, подавления коммунистической идеологии и устрашения населения широко использовались карательные экспедиции.
Прокуратура Дзержинского района продолжает собирать материалы в уголовное дело о геноциде во время войны
Генеральной прокуратурой Республики Беларусь 07 апреля 2021 г. возбуждено уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Это сделано с целью восстановления исторической и социальной справедливости, а также устранения белых пятен истории, обеспечения целостности конституционного строя и национальной безопасности страны.
За это время прокурорско-следственной группой Дзержинского района проделана значительная работа. Допрошено 49 свидетелей, из них узников концлагерей – 32, их родственников – 6, ветеранов – 4, иных свидетелей и очевидцев уничтожения мирного населения – 7. Изучено и приобщено к материалам уголовного дела множество архивных документов о трагических событиях войны.
Неоценимый вклад в расследование уголовного дела внес директор Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов Андрей Гончар, который передал следствию сотни сохранившихся кинофотодокументов, свидетельствующих о злодеяниях фашистских оккупантов и их пособников. Большую помощь следствию оказали директор районного историко-краеведческого музея Галина Вашкевич и главный специалист отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Дзержинского райисполкома Сергей Минько.
В ходе следствия детально изучены материалы об уничтожении фашистскими карателями деревень в Дзержинском районе, а также гетто в г. Дзержинске, в результате чего были уничтожены тысячи ни в чем неповинных людей.
Местами массового уничтожения гражданского населения стали гетто в г. Дзержинске (около 2000 человек), урочище Рыжавка вблизи д. Виноградовка (около 15000 человек, привезенных из Европы), д. Литавец (196 человек), д. Скирмантово (192 человека), д. Глухое Перхурово (120 человек), д. Садковщина (96 человек) и многие другие деревни района.
Деревни Глухое Перхурово, Литавец и Любожанка так и не были восстановлены в послевоенное время.
Доподлинно установлено, что активную помощь в уничтожении людей оказывали немецким захватчикам литовские и латышские батальоны СС, которые были нацелены на истребление еврейского населения. Все их действия сопровождались пытками и грабежами.
Свой кровавый след в истории района оставили украинцы из полицейских батальонов СС «Дирлевангер», состоящих в основном из освобожденных из тюрем уголовников. Все их злодеяния отличались особо жестокостью, что вызывало страх даже у их немецких командиров.
14 января 1943 года в ходе карательной операции «Якоб» войсковые подразделения СС, включая и роту украинцев, принимавших участие в уничтожении Хатыни, окружили д. Литавец. Стариков, женщин и детей заперли в большом деревянном амбаре и подожгли. А мужчин отделили от общей группы и расстреляли возле горящего амбара. По официальным данным жертвами карателей стали 196 человек.
В 1986 году на месте сожженной деревни построен мемориальный комплекс «Литавец», на барельефе которого написаны следующие строки:
«Нi жудасць не астудзiць, нi мароз зямлю,
Дзе крык жывы травой прарос.
Агонь у напамiне, ва ўспамiне.
Прыйдзi адчуць, што прысак тут не стыне».
В Дзержинском районе за годы Великой Отечественной войны было уничтожено 12 деревень
Хатынь
Тягчайшее преступление совершил 118-й полицейский батальон, сформированный в 1942 году в Киеве, а также подразделения батальона СС небезызвестного Дирлевангера.
Трагическую участь Хатыни разделили 9200 сел и деревень. 5925 из них уничтожены вместе с жителями.
Хатынь — незаживающая боль. Каждый из нас должен осознать, чтó грозило нашему народу… Масштаб содеянного говорит о том, что это была целенаправленная политика фашистской Германии на истребление нашей нации.
К сожалению, сегодня некоторые историки пытаются обелить фашистский оккупационный режим и, в частности, гауляйтера Кубе, при котором была уничтожена Хатынь, многие другие населенные пункты. Но это тема отдельного разговора.
Можно только одно сказать: память о Великой Отечественной войне должна быть священной.
1105 дней сохранялся фашистский оккупационный режим на Дзержинщине. Дорого обошлась неволя нашему району. Практически все промышленные предприятия, колхозы и совхозы были разрушены и разграблены. Многие тысячи жителей были убиты карателями или погибли в боях на фронтах и в партизанских отрядах, защищая честь и независимость нашей Родины.
Чудовищный фашистский каток оставил свой кровавый след и на Дзержинщине. Сожженны вместе с жителями Глухое Перхурово, Литавец, Любаженка, Садковщина, Скирмантово.
Глухое Перхурово
Деревня находилась на территории Демидовичского сельсовета. 30 января 1943 года фашисты ворвались в село, согнали жителей в хлев и сожгли. Некоторых расстреляли прямо на улице. Погибло 120 мирных жителей. На месте трагедии в 1957 году установлена мемориальная доска.
Единственным выжившим в той трагедии был Иван Юлианович Мацкевич, работавший в 70—80-х годах секретарем парторганизации, заместителем председателя колхоза имени Фалько, а затем председателем Фанипольского сельского Совета. Помню, как он делился со мной и председателем колхоза А. Н. Валахановичем своими горькими воспоминаниями:
— Мне исполнялось семь лет и я с большим воодушевлением готовился 1 сентября пойти в первый класс… В тот морозный солнечный день вся семья была в сборе. Мама накрывала на стол… И вдруг на улице раздались выстрелы, послышались крики людей. Я успел спрятаться под печь.
Семью выгнали на двор. Затрещала автоматная очередь. По хате ходил немец и о чем-то переговаривался через открытую дверь с другими. Разлил на пол бензин и внезапно нагнулся… Наши глаза встретились. Я до сих пор помню его лицо до мельчайших подробностей. Он выстрелил, пуля просвистела рядом, не задев меня. Затем я услышал стук захлопнувшейся двери… Немец ушел. Через некоторое время я выбрался, оделся и, переступая через тела своих родителей, побежал к родственникам в соседнюю деревню.
Видимо, пережитое отразилось на его здоровье. Этот добрый, отзывчивый и кристально честный человек, к сожалению, очень рано ушел из жизни.
Литавец
Эта деревня находилась на территории Добриневского сельского Совета, недалеко от границы с Узденским районом. 14 декабря 1943 года фашисты в ходе специальной операции «Якоб» сожгли ее вместе со 190 жителями. После войны Литавец так и не возродился.
В 1986 году на месте сожженной деревни вырос уникальный мемориальный комплекс. Возведен он на общественных началах с помощью комсомольцев района. Скульптор Светлана Горбунова почти ежедневно на месте консультировала, следила за ходом строительства. Проект реализован по инициативе тогдашнего первого секретаря Дзержинского горкома партии Владимира Гиляровича Гаркуна.
Мне часто приходилось участвовать вместе с учениками Боровской средней школы в субботниках по благоустройству этого святого места. В результате родилось такое стихотворение:
Литавец, как поникший сад,
Молчит в гнетущей тишине.
Застыл как памятник — набат.
С самой Хатынью наравне.
Деревня есть, деревни нет,
Остались в поднебесье стоны.
И не придет сюда рассвет,
У этих мест свои законы.
Средь многоцветья полевого
Ромашкой устлан скорбный путь.
Не слышно визга молодого,
Про песнь в околице забудь.
Священной памяти страница,
Она в сердцах людских живет.
Сверкают трауром зарницы,
И мал, велик сюда идет.
Литавец — нам напоминанье,
Война пощады не несет.
Стоит он в бронзе — изваянье,
От впечатлений всех трясет.
Сельчане кровью заплатили,
Нам радость жизни принесли.
О них мы, люди, не забыли,
В святые лики вознесли.
Любожанка
Эта деревня также была расположена на территории Добриневского сельского Совета. Фашисты ворвались сюда 7 декабря 1943 года и уничтожили 42 жителя, спалили 12 дворов. Мало кому удалось уцелеть. Здесь жила также молодежь из других деревень — спасались от угона в Германию.
Любожанка активно поддерживала связь с партизанами. Сельчане пекли хлеб, шили и ремонтировали одежду, стирали белье, информировали о передвижениях немецких войск и полицейских. После войны деревня также не возродилась. Лишь памятник указывает на то, что здесь жили люди.
Садковщина
В четырех километрах от Дзержинска, в Боровском сельсовете, находится деревня Садковщина. До Великой Отечественной войны в ней проживало 104 человека и было 15 дворов.
Ранним утром 2 февраля 1943 года карательный отряд полицейских окружил деревню и начал сгонять жителей в гумно. Обложив сарай соломой, фашисты подожгли его. В огне сгорело 96 человек. Впоследствии выяснилось, что полицейские ошиблись. Было запланировано сжечь деревню Садовщина Путчинского сельсовета.
После войны деревня возродилась. А в 1957 году на могиле, где покоится прах жертв фашизма, был установлен памятник, за которым ухаживают ученики Боровской средней школы.
Скирмантово
Эту деревню Путчинского сельсовета полицейские сожгли 29 августа 1943 года. Погибли 162 мирных жителя и 30 евреев, убежавших из Минского гетто.
После войны деревня была отстроена. В 1956 году на могиле жертв фашизма установлен памятник, а позже воздвигнут мемориал, где увековечены имена погибших.
Своеобразной данью памяти безвинно погибшим может стать мемориальный знак с указанием всех сожженных в районе деревень. Его можно установить в Дзержинске.
Набат Хатыни, других погибших деревень стучит в наши сердца: люди, не дайте трагедии повториться!
За годы Великой Отечественной войны фашистскими оккупантами на территории Дзержинского района было уничтожено 12 деревень, многие из которых восстановлены. В результате расправ над местными жителями погибли 636 человек, большинство из них сгорели заживо. Был уничтожен 291 дом.