Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Даниловичская средняя школа"
В последние годы участились случаи попадания под напряжение детей школьного и дошкольного возраста при проникновении их в электроустановки, а также при осуществлении рыбной ловли с применением телескопических удочек в местах прохождения воздушных линий электропередачи (ВЛ).
При проведении разъяснительной работы среди детей и школьников необходимо объяснять, что при всех прочих обстоятельствах, знание опасности электрического тока могло бы привести к трагическим случаям и что главные причины несчастных случаев с детьми это:
Для предупреждения об опасности электрического тока и приближения к токоведущим частям, находящимся под напряжением, на объектах энергетики применяется знак безопасности «ОСТОРОЖНО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ». Это равносторонний треугольник желтого цвета с черной стрелой в виде молнии в центре и черной каймой по краям. Такой знак применяется в электроустановках до и выше 1000 В. Укрепляется на внешней стороне входных дверей в электроустановки, щитки и сборки напряжением до 1000В. В населенной местности укрепляется на опорах воздушных линий электропередачи выше 10 кВ на высоте 2,5-3 м., на опорах 0,4-10кВ на высоте 2,0-2,5 м. от земли. На железобетонные опоры знак наносится посредством трафарета несмываемой краской, на ранее подготовленном фоне желтого цвета, линия черного цвета, ограничивающая, фон не наносится.
Для ограждения опасных зон при временных ремонтных работах и аварийных ситуациях применяются переносные предупреждающие плакаты, которые вывешиваются на ограждаемые участки. Это белые прямоугольники
размером 280 х 210 мм с надписями черными буквами «СТОЙ НАПРЯЖЕНИЕ», «ИСПЫТАНИЕ ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ», НЕ ВЛЕЗАЙ УБЪЕТ». Надпись на знаке сопровождается красной стрелой-молнией и имеет красную кайму.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ: влезать на опоры воздушных линий электропередач делать селфи, на крыши вагонов, домов и строений, где близко проходят электрические провода, разбивать лампы, изоляторы, запускать бумажного змея вблизи провода, играть под воздушными линиями, а также проникать в трансформаторные подстанции или за ограду электрических подстанций и трансформаторов, открывать дверцы распределительных щитов и других электрических устройств в подъездах, подвалах, на чердаках, ловить рыбу в охранной зоне ВЛ и вблизи ЛЭП .
3АПОМНИТЕ, что не на всех опорах и электроустановках имеются плакаты, однако их отсутствие не означает, что электроустановки находятся без напряжения. Необходимо знать, что смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе, чем на 8 метров к лежащему на земле оборванному проводу линии электропередачи.
Обнаружив открытые двери на энергообъекты, оборванные или провисшие провода воздушной линии, следует организовать охрану места
повреждения, предупредить всех об опасности приближения и немедленно сообщить о замеченном повреждении взрослым или в электросети.
При выполнении работ в лабораториях, физических кабинетах и мастерских необходимо строго выполнять инструкции по технике безопасности и указания преподавателя.
Следует учесть, что в продаже имеется большое количество бытовой не сертифицированной для работы в наших сетях техники и аппаратуры, которая также является источником повышенной электрической и пожарной опасности.
В программы обучения школьников по электробезопасности следует включить следующие правила:
Не подвергайте опасности свою жизнь и требуйте соблюдения мер предосторожности от всех окружающих, а также изучайте правила оказания первой помощи пострадавшему от электрического тока.
Во всех случаях поражения человека электрическим током необходимо срочно вызвать врача. Объясните старшим школьникам, как нужно правильно действовать при освобождении человека от действия электрического тока. Электрический ток и возникающая электрическая дуга вызывают повреждение организма человека. Проходя через тело человека, электрический ток оказывает на него сложное воздействие, являющееся совокупностью термического (нагрев тканей и биологических сред), электролитического (разложения крови и плазмы) и биологического (раздражение и возбуждение нервных волокон и других органов тканей организма) воздействий. Попавший под напряжение человек, вследствие наступивших судорог конечностей, не может самостоятельно освободиться от токоведущих частей, находящихся под напряжением. Необходимо применять самые срочные меры для быстрейшего освобождения человека от действия электрического тока.
Прежде всего, нужно отключить выключатель, вынуть вилку из розетки, вывернуть предохранители, перерубить провод, остро режущим предметом с сухой деревянной ручкой. Если условия не позволяют, необходимо пострадавшего быстро отсоединить (оторвать) от токоведущих частей, взявего за края одежды, если она сухая, не прикасаясь к телу пострадавшего. При этом руку следует обмотать сухой материей, используя шапку, шарф, пиджак.
Освобождать пострадавшего от действия электрического тока нужно осмотрительно, так как оказывающий помощь сам может попасть под напряжение. После освобождения пострадавшего ему надо немедленно оказать первую доврачебную помощь и вызвать скорую помощь.
Убедительно просим учителей школ, воспитателей детских садов использовать эту информацию в работе с детьми. Если будет в сознании ребенка сформировано убеждение, что электроустановки это источник повышенной опасности, то это предотвратит дальнейший травматизм детей.