Педагогический проект «Организация деятельности с одарёнными учащимися на I ступени общего среднего образования через деятельность объединений по интересам и систему стимулирующих занятий» на 2021/2022 учебный год
Управление по образованию, спорту и туризму
Дзержинского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Даниловичский учебно-педагогический комплекс
ясли-сад – средняя школа»
ОТЧЁТ
о промежуточных результатах реализации педагогического проекта
«Организация деятельности с одарёнными учащимися на I ступени общего среднего образования через деятельность объединений по интересам и систему стимулирующих занятий»
в 2020/2021
учебном году
Руководитель проекта: |
Коробко Наталья Николаевна, учитель начальных классов Телефон: 80295520977
|
Количество учащихся на І ступени |
Количество педагогов начальной школы |
||
Всего |
Участники педагогического проекта |
Всего |
Участники педагогического проекта |
33 |
12 |
4 |
3 |
Актуальность реализации педагогического проекта
Работа над педагогическим проектом позволяет сделать вывод о том, что занятия по свободному выбору – объединения по интересам и особенно организация малых групп – в большей степени, чем деятельность в классе, дают возможность реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности детей, показывающих высокую результативность в обучении. Большие возможности содержатся в такой форме взаимодействия с учащимися, как организация исследовательских объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Здесь можно говорить о более высоком уровне системности знания, что исключает его формализм.
Создание условий, помогающих распознать детей, которые демонстрируют высокую результативность в обучении, и развитие их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач реализуемого нами педагогического проекта. Проект позволил создать единые подходы, систему работы с детьми, которые показывают высокую результативность в обучении.
В проект включены различного рода мероприятия, направленные на создание условий для выявления и развития интеллектуальных способностей учащихся, на воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, на формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.
Ключевая идея данного проекта: на принципах добровольности, востребованности и актуальности, личностно ориентированного подхода, системности, комплексности помочь младшим школьникам обрести уверенность в своих силах, осознать свои возможности, проявить скрытые таланты через систему кружковой работы, стимулирующих занятий.
Цель проекта: выявление учащихся с высокой мотивацией к обучению и создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Для реализации первой цели необходимо было решить следующие задачи:
- Познакомиться с данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми, показывающими высокую результативность в обучении через:
включение в работу методического объединения вопросов по данной теме;
обучение на курсах повышения квалификации;
методическую работу по данному направлению с последующим обсуждением и обменом опытом.
- Вести целенаправленные наблюдения за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
- Подобрать материалы, позволяющие судить о наличии высоких результатов в единстве с такими видами деятельности, как:
знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
проведение олимпиад, конкурсов, позволяющих ребёнку проявить свои способности.
- Отобрать методы, формы и приёмы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приёмов при организации стимулирующих, кружковых занятий.
- Предоставить возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с учителем на более высоком уровне.
- Разработать стимулирующие занятия, кружковые занятия с целью создания условий для формирования у учащихся учебно-исследовательских умений, оптимального развития детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
Содержание работы участников педагогического проекта
В рамках проекта педагогическим работникам для участия в проекте в начале нового учебного года были выделены часы ОВР, кружковой работы для организации занятий. Работа проводилась в соответствии с календарным планом на 2020/2021 учебный год и индивидуальных планов педагогов.
Участниками творческой группы педагогов сформирован банк данных учащихся с повышенной мотивацией к обучению и обозначены принципы работы с ними:
опережающее и развивающее обучение;
комфортность и добровольность в любой деятельности;
принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся;
возрастание роли внеурочной деятельности в развитии личности школьника;
индивидуализация обучения.
К участию в проекте было привлечено 12 учащихся начальной школы.
С учащимися проводилась работа по нескольким направлениям. Она была направлена на формирование у учащихся учебно-исследовательских умений, возможность представить свои знания в школьном и районном конкурсе детских исследовательских работ; на формирование знаний об историческом прошлом белорусского народа на основе знакомства с важнейшими событиями отечественной истории через знакомство с важнейшими культурно-историческими ценностями белорусского народа и воздействием средствами на формирование эмоционально-ценностной сферы учащихся, возможность представить свои знания на районном конкурсе «Знаўцы роднага краю»; на формирование экологического сознания системы эколого-биологических знаний учащихся как компоненте экологической культуры личности (расширение знаний учащихся о животном и растительном мире, представления о различных биоценозах, формирование ценностных экологических ориентаций, знакомство с нормами поведения в природе, экологическими проблемами современности, путями и средствами их решения и т.д.).
Для реализации дифференцированного подхода и индивидуальной работы учащихся педагогами подобраны задания, дающие возможность каждому ребёнку максимально развивать познавательные способности, овладевая знаниями. Для формирования творческого мышления, коммуникативных умений учащихся разработаны творческие задания.
Работа в рамках проекта строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делался акцент на поисковую активность детей.
Педагоги продолжали заниматься самообразованием. Администрацией учреждения посещено 10 занятий.
Оценка промежуточных результатов реализации
педагогического проекта
|
Представление промежуточных результатов реализации педагогического проекта
№ п/п |
Автор |
Тема выступления |
Форма или название мероприятия |
Уровень, дата проведения мероприятия |
1. |
Коробко Н.Н., учитель начальных классов |
Условия успешной работы с учащимися, показывающими высокую результативность в обучении»(приложение 11) |
Заседание методического объединения педагогов дошкольного образования, учителей физической культуры и здоровья, учителей-дефектологов, учителей начальных классов. |
Учреждение образования, январь,2021 |
2. |
Уласевич А.В, заместитель директора по основной работе |
Формы проявления одаренности. Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте (приложение 12) |
|
Учреждение образования, 29 марта, 2021 |
3. |
Фунт А.О., директор учреждения образования |
Родительская конференция «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости» (приложение 13) |
Родительская конференция |
Учреждение образования, 3 мая,2021 |
Давая оценку результатам промежуточного этапа проекта, хотелось бы отметить результативное участие участников проекта в творческих районных конкурсах. В конкурсе детских исследовательских работ «Я – исследователь» ребята в номинации «Живая природа» получили два диплома 3 степени. Результативным было участие в районном арт-фестивале юных художников (диплом 2 степени), конкурсе чтецов «Вясёлка і мы – надзейныя сябры» (диплом 2 степени), конкурсе авторских произведений (диплом 2 степени), конкурсе «Я и мама –мастерицы» (диплом 2 степени), конкурсе «Знаўцы роднага краю»(диплом 3 степени). В связи с длительной болезнью учителя выпускного класса, не на высоком уровне оказалось участие ребят в районных олимпиадах по предметам.
Необходимо обратить внимание на трансляцию опыта в средствах массовой информации. Опыт работы в рамках проекта был представлен в издание «Образование Минщины».
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
реализации педагогического проекта
«Организация деятельности с одарёнными учащимися на I ступени общего среднего образования через деятельность объединений по интересам и систему стимулирующих занятий»
на 2021/2022 учебный год
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Составление календарного плана педагогического проекта на 2021/2022 учебный год |
Май |
Директор Фунт А.О. Учитель начальных классов КоробкоН.Н. |
2. |
Корректировка бака данных учащихся с повышенной мотивацией к обучению |
Сентябрь |
Коробко Н.Н., Позняк Т.А., Кулаженко Г.А. |
3. |
Повышение квалификации педагогов |
В течение года |
Фунт А.О. |
4. |
Самообразование педагогов, которые принимают участие в проекте |
В течение года |
Коробко Н.Н. Позняк Т.А. Кулаженко Г.А. |
5. |
Диагностика затруднений педагогов-участников творческой группы |
В ходе реализации проекта |
Новик Э. В. |
6. |
Включение в работу педагогического совета вопроса по теме «Результативность реализации педагогических проектов» |
Август |
Фунт А.О.
|
7. |
Заседание методического объединения педагогов дошкольного образования, учителей физической культуры и здоровья, учителей-дефектологов, учителей начальных классов с включением в работу вопроса по теме «Планирование учебной деятельности с учащимися, показывающими высокую результативность в обучении» |
Сентябрь |
Коробко Н.Н. |
8. |
Педсовет «Создание условий для развития детской одаренности в образовательном пространстве учреждения образования: проблемы и педагогические находки» |
Март |
Фунт А.О.
|
9. |
Заседание методического объединения педагогов дошкольного образования, учителей физической культуры и здоровья, учителей-дефектологов, учителей начальных классов с включением в работу отчётов по самообразованию педагогов, работающих в рамках проекта. Представление методических продуктов |
В течение года |
Коробко Н.Н.
|
10. |
Организация стимулирующих и кружковых занятий |
В течение года |
Фунт А.О. |
11. |
Участие в международных интеллектуальных конкурсах |
В течение года |
Позняк Т.А. Кулаженко Г.А. Коробко Н.Н. |
12. |
Участие в районном конкурсе «Знаўцы роднага краю» |
По плану работы управления |
Позняк Т.А.
|
13 |
Участие в районном арт-фестивале юных художников |
По плану работы управления |
Позняк Т.А.
|
14. |
Участие в районном конкурсе юных экологов |
По плану работы управления |
Кулаженко Г.А.
|
15. |
Участие в конкурсе детских исследовательских работ «Я – исследователь» |
По плану работы управления |
Коробко Н.Н.
|
16. |
Участие в конкурсе авторских произведений
|
По плану работы управления |
Коробко Н.Н.
|
17. |
Участие в районных олимпиадах по предметам
|
По плану работы управления |
Коробко Н.Н. Кулаженко Г.А.
|
18. |
Пополнение банка материалов в рамках реализации проекта |
В течение года |
Позняк Т.А. Кулаженко Г.А. Коробко Н.Н. |
19. |
Представление итоговых результатов реализации проекта «Организация деятельности с одарёнными учащимися на I ступени общего среднего образования через деятельность объединений по интересам и систему стимулирующих занятий» в ходе педагогического совета |
Май |
Коробко Н.Н. |
20. |
Оформление итоговых результатов реализации педагогического проекта |
Июнь |
Фунт А.О. Коробко Н.Н. |
21. |
Трансляция опыта в средствах массовой информации |
На протяжении учебного года |
Фунт А.О. Коробко Н.Н. |